Мы все знаем слово стресс и нам кажется, что мы хорошо понимаем, что оно значит. Конечно же, вы скажете, стресс – это что-то тяжелое, напряженное, что нужно пережить. А что же на самом деле он означает, этот пресловутый стресс? Научное понятие «стресс» стало символом ХХ века, наряду с другими важными для нас понятиями, как-то теория относительности, кибернетика. Автор концепции стресса – известный канадский естествоиспытатель, врач, Ганс Селье. Будучи студентом Пражского университета, он заметил, что все больные в начале заболевания имеют сходные признаки недомогания, так называемые неспецифические проявления. Умный и наблюдательный студент задался вопросом, что же это за такие проявления со стороны организма, и как можно помочь человеку уже на этой стадии болезни, когда нет ясности, какая причина заболевания, может быть можно «попытаться найти лекарства против неспецифического фактора болезни?».
В 1936 г. 28 летний молодой врач опубликовал первую статью «Синдром, вызываемый различными вредоносными агентами», состоящую всего из 74 строк в одном столбце, где употребил термин стресс, который в дальнейшем называл общим адаптационным синдромом. “Стресс есть неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса”(Селье).
Учение о стрессе послужило мощным стимулом развития физиологии и биологии. Заслуги Г. Cелье были оценены в научном мире – ему была присуждена Нобелевская премия. Более полувека он проработал на медицинских факультетах Университета Мак-Гилл и Университета Монреаля. Селье первым применил понятие «стресс» для описания реакции организма на все виды биологических раздражителей – реакции, вызывающей как болезни, так и состояния возбуждения. Занимаясь изучением воздействия стресса на организм человека, он впервые показал, что «стресс представляет собой скорость изнашивания человеческого организма, сопровождает любую жизнедеятельность и соответствует в определенном смысле интенсивности жизни. Он увеличивается при нервном напряжении, телесных повреждениях, инфекциях, мышечной работе или любой другой напряженной деятельности и связан с неспецифическим защитным механизмом, увеличивающим сопротивляемость к стрессовым факторам, или «стрессорам». Важной частью этого защитного механизма является повышенное выделение гипофизом (маленькой железой в основании мозга) так называемого адренокортикотропного гормона(АКТГ), который в свою очередь стимулирует выработку кортикоидов корой надпочечников. Среди них наиболее важными являются глюкокортикоиды, например, кортизон (влияют на метаболизм глюкозы и на органический обмен веществ в целом), а также минералокортикоиды, такие, как альдостерон или дезоксикортикостерон, регулирующие минеральный обмен. Различные расстройства секреции этих гормонов могут приводить к заболеваниям, названным мной «болезнями адаптации», поскольку они вызываются не непосредственно каким-либо патогенным фактором (возбудителем болезни), а ошибочной адаптационной реакцией на стресс, индуцированной некоторым патогенным фактором. Весь синдром стресса, или, иначе, общий адаптационный синдром, проходит три стадии: 1) «реакция тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы; 2) «стадия устойчивости», отражающая полную адаптацию к стрессору; 3) «стадия истощения», которая неумолимо наступает, если стрессор оказывается достаточно силен и действует достаточно долгое время, поскольку «адаптационная энергия», или приспособляемость живого существа, всегда конечна» (Г.Селье «От мечты к открытию»).
Селье выдвинул идею, что любая деятельность организма связана со стрессом, что без стресса нет жизни и нормального развития, и поэтому его нельзя и не следует избегать. Дальнейшие научные работы последователей установили, что именно активная позиция субъекта в стрессовой ситуации определяет его устойчивость к болезнетворным факторам, а стресс, сопряженный с творческой деятельностью, должен оказывать на организм положительное воздействие. Селье обращал особое внимание на то, что некоторая доля стресса необходима для поддержания хорошего самочувствия и некоторые виды стресса идут нам на пользу («эустресс»-благоприятный стресс, в отличие от «дистресса»-неблагоприятный стресс). По мнению Селье, поглощенность работой – вот самое лучшее средство борьбы с дистрессом.Увлеченность человека интересными для него делами дает позитивные эмоции радости и жизненного интереса. Это помогает при возникших тяжелых ситуациях, трудностях в жизни, при хроническом бытовом стрессе. Очень важно для вас –не допустить перехода в стадию истощения при резких изменениях в вашей жизни, в семейных отношениях, при различного вида потерях. Получить помощь в стрессовых ситуациях, при тревоге, сниженном настроении и других проблемах вы сможете на приеме у психотерапевта клиники.
Статью подготовила врач-психотерапевт Кучук Елена Александровна.